Как построить школу будущего: удачные примеры и подходы

Как построить школу будущего: удачные примеры и подходы

Несмотря на бурное развитие современных технологий, большинство школ мира все еще обучает по методикам из XIX века. Разбираемся, как это можно исправить и где уже применяются технологии будущего

Технологии новы, предрассудки стары

Эксперименты с удаленным образованием в 2020–2021 годах неоднократно вызывали недовольство родителей. Исследование McKinsey показало, что из-за локдауна в США ученики среднестатистической школы отстают в изучения программы по математике на 5 месяцев, а в бедных школах с малым бюджетом и на 7 месяцев. Джастин Райх, директор лаборатории систем обучения МТИ, автор книги «Неспособность к изменениям: почему с помощью одних только технологий нельзя изменить образование», описал эту проблему так: «Самое безумное в ситуации с пандемией заключается в том, что учителя максимально стараются, чтобы воссоздать цифровую версию того, к чему они привыкли. Они не меняют саму организацию образования, только форму». Вместо портфеля теперь папка в Google Classroom, а вместо тетрадей — планшетный компьютер, но учителю все еще нужно, чтобы в течении урока все отсидели на своих местах положенные 40–50 минут. Из-за этого возникают сомнения, что следующие поколения учителей изменят эту систему. Максимум — модернизируют наиболее архаичные аспекты. При этом обучаться по новым альтернативным моделям образования смогут только дети из состоятельных семей.

Альтернатива из первой половины ХХ века

Уже более сотни лет мы не можем избавиться от модели из XIX века, хотя попытки модернизировать систему предпринимались еще в первой половине XX века. В 1907 году Мария Монтессори собрала первый класс, который обучался по ее экспериментальной методике. Она вносила в обучение элементы игры, поощряла креативность. По ее мнению, оценки за домашнюю работу не вырабатывают у детей тягу к знаниям в долгосрочной перспективе. Существуют исследования, которые доказывают эффективность этого подхода. Однако из 131 тыс. американских школ только 5 тыс. работают по методу Монтессори (и только 10% из них не являются частными). В 1921 году в Великобритании открылась частная школа-пансион Саммерхилл. Ее философия гласит, что «еще более важное обучение происходит за дверями класса». Каждый школьник имеет полное право не посещать официальные уроки, если ему не хочется. Дети сами решают, как им развиваться. В этом им никто не мешает, даже если все время они хотят посвятить играм. Школьники ответственны только за свои проекты, а реализовывать их можно как угодно. Кроме того, преподаватели и ученики полностью равны. Два раза в неделю все саммерхилльцы собираются и голосуют по вопросам развития школы.

Недовольство и бездействие

В 1970-х появляется движение «анскуллинг» —за домашнее образование по методу Монтессори. Однако ничто не смогло пошатнуть единую систему государственных школ, опирающуюся на разработки XIX века. Опросы за последние 20 лет показывают, что около половины американцев оценивают школьное образование как «скорее» либо «совершенно неудовлетворительное». Аналогичным образом 88% школьных педагогов в России считают, что школа не готовит детей к реальной жизни. Несмотря на это, изменения все еще запаздывают. Джастин Райх видит проблему в том, что многие люди не доверяют новым моделям образования. Родителям легче отдать своих детей в руки корявой, но понятной системы, чем подписать их на что-то неизведанное и непроверенное.

Движение к будущему

Для восстановления баланса между родителями и школой нужно аккуратно и постепенно подталкивать систему в нужную сторону. Например, переосмысливать уроки физкультуры.

Физические упражнения способствуют нейропластичности, насыщают мозг кислородом и разгоняют умственные способности ребенка. Поэтому тренировки можно совмещать с учебой. Для этого подойдет какое-нибудь простое приложение, вроде GoNoodle. В нем собраны короткие видео и интерактивные игры, которые заставят детей двигаться, одновременно рассказывая полезную информацию. Короткие ролики легко встраиваются в обычный школьный урок, и не оспаривают главенства учебников. Судя по отзывам в интернете, учителя в восторге. С начала пандемии приложение скачали 3,5 млн раз. По данным компании, сервисом регулярно пользуются 14 млн человек при том, что в государственных школах США учится примерно 50 млн детей.

«Активные упражнения вместо сидения перед экраном помогают детям развиваться в социально-эмоциональной сфере», — уверяет исполнительный директор GoNoodle, Кеннет Эстенсон. «Как не сорваться из-за стресса? Как понять, что стресс слишком велик? Правда ли, что от физических упражнений становится легче? Я надеюсь, что за следующие 50 лет система образования признает, что эти знания не менее важны, чем традиционная школьная программа».

VR и время

В недалеком будущем школьные классы начнут переезжать в виртуальную реальность. Тематические исследования показали, что уроки в VR куда сильнее втягивают детей в обучение, чем классические методы. Однако судить о других критериях качества такого образования на данный момент затруднительно. Кроме того, занятия следует начинать попозже, поскольку молодым людям нужно лучше высыпаться. Стоит присмотреться к финской системе школьного образования, которую неоднократно признавали лучшей в мире. Там уроки заканчиваются в 14:00, после чего ученики расходятся на факультативные занятия. Ближе к выпуску они перестают посещать предметы, которые им не интересны, формируя таким образом собственную программу.

Рассказываем о трех школах нового поколения из разных стран.

Технологические навыки

Учебное заведение TEKY, созданное в 2017 году, стало первой академией во Вьетнаме, в которой детям от 6 до 18 лет преподают предметы STEAM (аббревиатура образована от Science-Tecnology-Engineering-Mathematics, общее наименование для технических наук в английском, плюс Art — искусство. — РБК Тренды). TEKY установило 16 лабораторий в пяти городах страны в партнерстве с 30 школами. В них проходят образовательные курсы длиной от 9 до 18 месяцев. Кроме того, специалисты академии организовали летний лагерь, в котором школьники учатся писать код, и создали электронную платформу для детей из более отдаленных регионов Вьетнама.

В TEKY ученики проводят около 80% времени, взаимодействуя с технологиями. Классы состоят из небольшого количества школьников — от 3 до 8 человек. Это позволяет погружаться в программу через работу над общими проектами. Образовательную траекторию дети выстраивают сами, выбирая самые интересные уроки. Выпускники и ученики TEKY регулярно выигрывают медали на международных олимпиадах, демонстрируя высокий уровень подготовки.

Обучение, направленное на совместную работу

В 2009 году Перу занимало низшие места в международных рейтингах школьного образования. Чтобы исправить это, несколько местных компаний и инженер Хорхе Узускай создали инновационные комплексы Innova Schools. Спустя 10 лет в этой системе обучалось уже более 42 тыс. школьников.

Модель Innova Schools уникальна из-за своего метода: 70% учебного времени в ней отводится групповой работе (чаще всего в небольших командах). Учитель здесь — всего лишь посредник и координатор. В школах находятся специальные «динамичные рабочие пространства», которые созданы для совместного обучения. Параллельно ученики участвуют в специальной инновационной программе, в рамках которой они справляются со сложными социальными вопросами. Каждое задание — «открытое», на него нет правильного ответа. Школьники собираются в группы и проходят через все стадии дизайн-мышления для выработки решения. Коллаборативный процесс максимально похож на то, с чем они будут сталкиваться на будущих работах. Ученики Innova Schools регулярно сдают государственные экзамены лучше, чем в остальных частных школах Перу.

Межличностные навыки

Финская система образования традиционно занимает высшие места в мировых топах, а школа района Южная Тапиола (ETIS) в городе Эспоо является лучшей из лучших. Ученики изучают предметы, анализируют гипотетические проблемы и исторические события через призму реального мира.

Например, изучая Карибский кризис, класс представляет, о чем могли думать в 1963 году обычные люди из СССР, граждане США или отдельные личности: Джон Кеннеди, Никита Хрущев, Фидель Кастро. Школьники делятся на команды и обсуждают разные точки зрения, развивая коммуникативные навыки и умение работать в команде. Используется любая возможность изучить различные идеи. Например, когда в ETIS приезжали учителя из Саудовской Аравии, школьники брали у них интервью и писали колонки, в которых сравнивали финскую и саудовскую системы образования. Кроме того, ETIS регулярно отправляет и принимает учеников по обмену. В школе существует специальная программа «Европейский парламент для молодежи», в рамках которой школьники получают практический опыт выполнения гражданского долга, участвуя в заседаниях и обсуждая вызовы для ЕС.